Жизнь в Японии. Часть 1. Глава 3. Транспорт. Еда. Электроника. Жилье. || Еда в Японии Часть 1

3.1. Транспорт.

1) JR East (раньше JR была «целиковой» компанией, но после войны ее разделили по частям оккупационные американские силы, чтобы разрушить т.н. «Дзайбацу»).

2) KEIO (частная компания-перевозчик, соединяет Восточный Токио с его центром).

3) Seibu (примерно то же, что и Keio, только намного меньше в размерах). Соединяет пригород и те места, где JR и Keio не ходят в принципе.

Особенность JR состоит в том, что почти все их ж/д рельсы стоят на столбах. В основном это приподнятые на 2-этажную высоту столбы. Keio и Seibu стоят на земле. По ценам: JR — самая дорогая (одна станция стоит около 130 иен), потом Seibu. Дороговизна ее обусловлена тем, что линии достаточно короткие и в основном Seibu служит для того, чтобы проехать пару станций, соответственно, за пересадку приходится платить, т.к.

это другая компания. Keio — самая дешевая линия и ездить на ней одно удовольствие. Конечно, поезда на ней не такие новые как в JR (без ЖК дисплеев, развешенных по всем вагонам), но электрички очень приятные и главное — очень дешево, например, от Такайдо (高井戸) до Сибуя (渋谷) стоит всего 150 иен (15 минут), а одна станция на JR стоит 130 иен (2 минуты).

JR East. Tokyo.

Для сравнения — Seibu от станции Мусаси-Сакаи (武蔵境) до станции Тама (多磨) стоит 170 иен (2 станции езды, минут 5). Для более точного сравнения я возьму пример одинаковых станций: От станции JR Ниси-Огикубо (西荻窪) до Такао (高尾) стоимость будет составлять 500 иен, тогда как стоимость Keio — 350 иен (если ехать от Такайдо). Расстояние примерно одинаковое, только названия станций разные и соответственно, компании.

Еще есть токийское метро, которое тоже удобно, если ехать в центр только на метро и без пересадок на другие Ж/Д компании, то получается достаточно приемлемая цена (иногда даже дешевле Keio).

СОВЕТ: Чем меньше пересадок делать на другие ж/д компании, тем будет дешевле, ибо всегда каждая компания берет относительно большой платеж даже если надо проехать буквально станцию. Выгоднее ехать на 1 компании — перевозчике.

Слева — Keio (Keio Line)                        Справа — JR (Chuo Line)

Местный автобус

Нарезка заснятых мной видео японских поездов

1-blyuda-yaponskoy-kukhni.jpg

В Токио есть 2 типа электронных дорожных карт: Suica (компании JR) и Pasmo. Ими можно оплачивать не только проезд в электричке или другом транспорте, но и можно совершать покупки в различных местах, действует как та же кредитка, только необходимо активировать на кассе считывающее устройство, приложить к нему свою карту и все, покупка совершена.

Карту можно сделать за 1500 иен в специальных аппаратах, которые продают билеты. В чем разница между Suica и Pasmo? Почти такая же как Visa и Mastercard или Pepsi и Coca-Cola. Я клоню к тому, что там где можно оплатить Suica, можно оплатить и Pasmo, даже если почти везде стоит эмблема «Suica» или «принимаем Suica».

На карте указана Фамилия и Имя владельца, в моем случае это «г-н Коротков Игорь» (コロトコフ  イーゴリ 様). На Pasmo такого нет.

Еще я хотел упомянуть о том, что на всех станциях JR в Токио, есть лифты, дабы старикам, инвалидам и людям с чемоданами не ехать на эскалаторе или идти пешком по лестнице.

Также нужно не забывать об автобусах. Например, в Токио мне вообще не нужны были автобусы, разве только изредка, но в таких местах, как Осака, Киото или Камакура без него просто не обойтись. Сразу скажу, что в Токио и в Осака различные системы входа и выхода в автобус. В Токио нужно входить спереди, а выходить сзади.

Примерно так выглядит среднестатистический японский автобус (спереди табличка с указанием маршрута и 2 двери: вход и выход).

Сбоку автобуса, также есть электронное табло с маршрутом автобуса.

Заходя в автобус слева будет находиться аппарат, выдающий сортировочные билеты (на данном примере вам попался билет с цифрой пункта №3). Отрываем билет и садимся на место.

Пассажир смотрит на электронное табло с маршрутом и когда загорается название с его остановкой  он нажимает кнопку «Остановка». Кнопки такого типа находятся по всему автобусу, так что даже если народа битком, вы все равно сможете дотянуться до ближайшей кнопки. После того как хотя бы 1 человек нажал, больше ничего жать не надо. Водитель остановит в нужном пункте.

Теперь, когда Вам нужно выйти вы смотрите на номер Вашего билета и видите стоимость. Т.е. на примере с №3 вы должны за проезд 160 иен. Если не взяли билет — платите по максимально возможной стоимости проезда, как будто ехали с конечки до конечки, т.е. 220 иен в данном примере (на самом деле, находясь в Осака я платил по 210 иен за проезд в одно сторону от ближайшей станции до дома сестры моей девушки), напомню, что на состояние конца 2011 года 100 иен стоило около 41-42 р.

Наконец пришла расплата за проезд. Выходя готовьте мелочь без сдачи, чтобы не задерживать пассажиров, т.к. Вам придется оплачивать в аппарат жетонами, а если у Вас их нет, то тут возникает целый геморрой. Нужно будет положить купюру в обменник и он Вам разобьет купюру на мелочь и только после этого Вы уже сможете оплатить и выйти.

На самом деле в Японии проезд на автобусе строится чуть ли не на доверии, т.е. когда я опускал мелочь как в какую то механическую копилку, может, конечно у них есть где-нибудь счетчик монет, но я лично не заметил. И в конце водитель говорит КАЖДОМУ выходящему пасскажиру на КАЖДОЙ остановке «Спасибо!».

3.3. Электроника.

В Японии выходное напряжение составляет 100V (а не как у нас 220). Тип розеток тоже другой — 2 плоские «сплющенные» вилки (ТИП А). В восточной части Японии (Токио, Саппоро, Сэндай и т.п.) частота составляет 50Гц, а в западной (Нагоя, Осака, Киото, Хиросима, Окинава и т.п.) — 60Гц. В современном мире любое устройство справится с такими частотами, но вот с напряжением — нет.

Большинство электроприборов (ноутбуки, бытовая техника и т.п.) имеют блоки питания, которые справляются и с напряжением в 100 и с 220в, однако, лучше точно убедиться в этом посмотрев, что написано на блоке. Если 100-240V или в таком духе, то бояться нечего, НО например в Японии продаются бытовые рисоварки и в них такого нет, на них написано (100V), вот тут и встает большой вопрос, как быть.

Вариант 1: Если Ватт немного (что в варианте с рисоваркой не пройдет), то можно купить специальный трансформатор (変圧器), который делает переход с 100 на 220 или наоборот. Но если ватт много (как в случае с рисоваркой, от 400 и выше), то тут есть Вариант 2: искать только в таких крупных магазинах, как Ёдобаси-камэра (ヨドバシカメラ) или Biccamera (ビックカメラ), например там есть рисоварки специально для ЕС и т.д.

Всякие зарядные устройства, ноуты и пр. IT-шная техника чувствует себя без проблем, единственный подвох — переход с наших розеток (их 2: наша ЕВРО и просто наша :) ). Так вот сначала я купил просто переходник с «нашей» на яп, но после оказалось, что зарядки для телефона подходит, но вот для ноута нет. Пришлось покупать еще один переходник с «нашей ЕВРО» на яп — все получилось. Стоимость таких — около 600-1500 иен.

Также лучше не покупать в Японии мобильные телефоны, если по приезду в РФ хотите его использовать, т.к. все они «привязаны» к своим операторам, например компания SoftBank торгует IPhone4s (P.S. Обновление по состоянию на 2012 год: iPhone5 продает и SoftBank и AU), NTT Docomo продает SONY Xperia Arc, а AU — другие андроид-флагманы.

Keio Line. Tokyo.

Я пользовался SoftBank’ом, но айфона не было :) , девушкина подруга дала мне обычный телефон-раскладушку от SoftBank с Prepaid Card на 3000 иен. Если вы в Японии менее, чем на 90 дней, то в аэропорту можно купить телефон с Prepaid Card, ибо наши операторы там недоступны (со временем это может измениться, только лучше все равно не юзать наших операторов, т.к.

с вас последние штаны снимут), вроде МТС кое-где ловит, мне говорили знакомые, но вместо МТС написано NTT Docomo, видимо договорились они с ними. Мегафон на состояние конца 2011 — нач. 2012 года точно не ловит в Японии, и слава Богу.))) Если же вы приехали на год и т п, то вам можно заключать контракт (на более выгодных условиях) и брать любой желаемый телефон.

Единственно, что можно придумать для дальнейшего использования РФ — купить телефон без контракта у оператора, разлочить его в офисе данного оператора (если это возможно, обычно большинство новинок разлочить нельзя). Я так хотел сделать с Sony Ericsson Xperia Arc, но разлочить его оказалось невозможным, к тому же это получалось дороже, чем я бы купил в РФ, во-первых курс иены был бешеным (76 иен за доллар) и разлочить тоже стоило порядком дороговато, хотя сами телефоны были недорогими. Для сравнения в РФ он стоил 20-25 000, в Японии — около 16-17 000. Плюс, если бы не дорогая иена вышло бы еще дешевле, порядка 15 000.

Я пользовался телефоном по контракту SoftBank’a. Самое удивительное в телефонах Японии то, что там почти нигде не пишут производителя телефона, обычно можно узнать о производителе только сняв крышку и заглянув под аккумулятор. У меня был Samsung (я узнал его по мелодии звонка :) ), а я видел почти такой же телефон у другого чела, это был Panasonic. Как вариант, если уж очень интересно и лень снимать крышку, можно просто гугльнуть модель и там будет написан производитель.

Приобрести телефон можно двумя способами (по крайней мере мне известны только 2): Купить телефон (или взять его рассрочку) с контрактом или же арендовать телефон в аэропорте примерно за 1 ман иен (ок. 4 000 р). Для того, чтобы купить телефон достаточно иметь при себе загранпаспорт, студенческую карточку с персональными данными, названием школы, а также пластиковую карту, с которой ежемесячно будут списывать деньги по выбранному вами тарифному плану.

Советую брать телефон в рассрочку, т.к. на то она и рассрочка (т.е. беспроцентные ежемесячные выплаты, которые будут взиматься вместе с услугами связи) ;) . Так вообще можно не почувствовать каких-либо трат на приобретение телефона, т.к. допустим за год (12 платежей) или за два (двадцать четыре платежа) это будет не сильно заметно.

Оплачивать услуги связи можно по-разному: списывать банковского счета, покупать Prepaid Card (Карта предоплаты), либо просто оформить в офисе платеж номиналом ○○ иен. Я почти всегда покупал Prepaid Card (Карта предоплаты) в офисе SoftBank, мне это казалось достаточно удобным способом, ибо так я экономил зная о том, что придется опять за карточкой предоплаты.

Achtung!!! Хочу сразу предупредить, что при покупке телефона операторы любят добавлять т.н. «доп. услуги» (всякие голосовые почты и пр.), поэтому во избежание неприятных ситуаций отключите все что только можно и уже потом, если Вам что-то действительно необходимо, включайте это. Мне, например, хватало обычных телефонных переговоров, я даже СМСки не мог отправлять. :)

Также можно узнать, что оператор предлагает из скидок для студентов, т.к. есть порой очень выгодные варианты, например мои знакомые взяли по акции (рассказываю с их слов, лично не проверял) всего за 1 ман иен (около 4 000р) телефон тариф, по которому можно было разговаривать с утра до вечера (но не ночью) бесплатно и сколько угодно.

3.4. Жилье.

Местный автобус. Токио.

Жилье в Японии, особенно в Токио, конечно, дорогое, НО если сравнивать с Россией, то тут дела обстоят нормально, в принципе, цены на жилье в Токио можно найти дешевле, с учетом того, что комнатки и вообще площадь квартир намного меньше, чем наши. За свою комнату мы с соседом платили примерно 53 700 иен (на 2их) 4 000 иен с каждого за Футон  коммунальные услуги 6 900 иен (на 2их)  взонс 20 000 иен с каждого.

Моя комната

3.5. Фукусима и весь регион Тохоку.

Что касается радиации и состояния в общем, то когда я приехал (в сентябре 2011) уровень радиации в Токио был небольшим. Землетрясений было не так много и не так сильно «трясло». Несколько раз замечал демонстрации, там собирали подписи для петиции о закрытии всех АЭС на территории Японии (особенно большая пропаганда была в таких районах, как Синдзюку и Сибуя, так же видел в г. Татикава).

Район Сибуя. Митинг.

Также пытаются стимулировать самих японцев ездить в регионы Тохоку, типо безопасно и т.п. На самом деле очень снизили цены на транспортные расходы до этих регионов (Фукусима, Акита, Аомори и др. префектуры региона Тохоку), цены на автобус, поезд синкансэн и т.д. упали в 1,5-2 раза. К тому же предлагаются различные бонусы и просто очень много вывесок с красотами этого региона, вот допустим, ниже приведу пример фотографией, которую снял на «своей» станции «Ниси-Огикубо» (西荻窪).

3.6. Остальные тематики быта.

Снимать деньги с «кредитки гайдзина» (кредитка иностранца) можно не с каждого банкомата (в Японии они называются ATM, как и в США), а только с тех, которые поддерживают такие кредитки, я честно говоря не особо расстраивался из-за этого, т.к. в каждом почтовом отделении есть ATM (Яп. Yu:cho Ginko 郵貯銀行), поддерживающий все кредитки и если мне не изменяет память, там самый низкий процент за снятие — 1% (имею ввиду процент за снятие с заграничной карты).

Также можно снимать в Convenience Store «Seven Eleven», т.н. Комбини (コンビニ) и в банках, которые поддерживают иностранные карты. Я вполне обходился отделением почты, т.к. их нереально много и они везде, очередей нет как у нас на почте, тем более к ATM. Единственный минус почтового банкомата — почта закрыта по воскресеньям (а соответственно банкомат тоже, т.к. он внутри). Тамошние АТМ всеядны: они принимают и VISA и MASTER CARD и AMEX и DINERS CLUB и др. заморочки людские. ;)

Также я заметил, что улицы, вокзалы и другие общественные места снабжены т.н. AED (Automated External Defibrillator «Автоматизированный внешний дефибриллятор») или по-японски 自動体外式除細動器. {amp}gt;_{amp}lt; Слава Богу, что они пишут AED, а не японское название этой штуковины. :) Ну так вот… наверное Вы уже поняли для чего он, т.е.

Также на случай различных стихийных бедствий (землетрясений и т.п.) на улицах существуют огнетушители (их вы можете опознать по красным столбам с надписью «消化器») и различные гидранты с запасами воды. К тому же, насколько я знаю, у каждого рядового японца должна специальная «экстренная сумка» на случай ЧП с различными полезностями, типо фонариков, сухого пайка и прочего, что могло бы пригодиться.

Жизнь в Японии. Часть 1. Глава 3. Транспорт. Еда. Электроника. Жилье. || Еда в Японии Часть 1

Даже при том факте, что мусорных баков в Японии практически нет (они есть только у комбини, в крупных точках и то не для каждого вида мусора) мусора на улице нет — это чистейшая страна мира. Конечно, выходя в школу раннем утром (если я выходил слишком рано, когда все служащие шли на работу) я видел иногда такие сцены, когда мужчина докурив (в неположенном месте) просто выкидывал сигу на землю, но с утра пенсионеры выходят со своими палками-штыками и с мусорными пакетами и собирают все эти окурки, так что когда я выхожил во время (т.е. все уже на работе и окурки уже собраны) я шел по чистейшим улицам и не видел ни одной соринки.

Мусор в Японии, как и во всех развитых странах, подразделяется на виды: сгораемый мусор (燃えるゴミ), несгораемый мусор (燃えないゴミ), пластик (プラ), стеклянные бутылки (びん), алюминиевые банки (缶), пластиковые бутылки (ペット・ボットル), старые газеты (古紙), громоздкий мусор (粗大ゴミ, его обычно увозит машина, которая периодически ездит по утрам и через граммофон дает о себе знать). Для всего остального есть специальные мусорные баки, а для пластиковых бутылок, обычно сделана сетка.

В нашем районе (Сугинами 杉並) расписание было такое: среда — перерабатываемый мусор 1 (стеклянные бутылки, алюминиевые банки и пластик), пятница — перерабатываемый мусор 2 (старые газеты и различная макулатуру  пластиковые бутылки), понедельник и четверг — сгораемый мусор, первая и третья пятница — несгораемый мусор, на счет мусора огромных размеров (выкинуть холодильник и т.п.

Туалеты

Туалеты в Японии тоже сказка. У меня в общаге стояли туалеты со всеми удобствами: и подогрев сиденья, и музыка, и подмывание различных мест и установка температуры воды и прочее. Такие же стоят в различных супермаркетах, на вокзалах и других местах. Что самое удивительное — они очень очень чистые и прям даже хочется показать фотографии. :)

Также в Японии туалеты делятся на 2 класса: «Японский туалет» и «Европейский туалет», на самом деле эти слова очень обманчивы, т.к. и то и то японское, просто «японский туалет» — это простая дыра в полу и красиво обыгранная, а «европейский туалет» — это как раз-таки японский высокотехнологичный туалет, который показан выше.

3.7. Немного о собаках.

Жизнь в Японии. Часть 1. Глава 3. Транспорт. Еда. Электроника. Жилье. || Еда в Японии Часть 1

Как я заметил, в Японии СЛИШКОМ много мелких собачек. Таксы и в таком духе, максимально большая собака — . Вообще японские собачки очень милые (я имею ввиду Сиба Ину и Акита Ину), разницу между ними тяжело понять, но в общем Акита Ину больше в размерах. Эти собаки имеют 3 расцветки: золотистая, белая и черная.

Почти все собаки в Японии одеты в одежду, выглядит это очень забавно)) даже можно увидеть такие моменты, когда собачек везут в колясках, как детей :). Не даром говорят, что в Японии собак больше, чем детей. ;) К тому же на собак и тратят достаточное количество денег. Ценники «особенно озабоченных» красотой хозяев собаки могут доходить до 20 манов (около 2 000 евро) — это стартовая зарплата выпускника ВУЗа.

Белые Сиба-Ину

3.8. Советы «как экономнее жить в Японии».

1) Не пользуйтесь различными скоростными экспрессам от Аэропорта Нарита до Токио, т.к. стоит это дорого. Лучше воспользоваться либо автобусом, который идет аж до Китидзёдзи всего за те же 3 000 иен, или же, если Вы уверены, что справитесь с данной задачей, добирайтесь локальными (пригородными) поездами, этим Вы сэкономите себе очень много денег, т.к. это обойдется всего в 1 300 иен плюс-минус 200 иен.

2) Покупайте проездной билет, если будете часто (примерно 5 дней в неделю) ездить по одному и тому же маршруту. Экономия примерно в 1,5 раза. Я, например, не имел проездного, т.к. спокойно можно было добраться от дома до школы или пешком или велосипедом. Но у меня была карта Suica, о ней я уже писал в «главе 1, 3.1 Транспорт».

Лифт на станции JR

Стоимость ее создания стоит 1 500 иен, она не прибавляет никаких бонусов  но зато с ней ОЧЕНЬ удобно: можете не париться со стоимостью расчета проезда (т.к. Вы покупаете билет не до определенной станции, а покупаете билет номиналом ○○ иен) или можете безналом купить продукты почти везде. Если Вы приехали как турист, не имеет смысла брать Suica на 14 дней и тратить 1 500 иен, НО имеет смысл покупать различные т.н. «проездные на день», в Токио я ими не пользовался, но в Осака и Киото они точно есть, да и думаю в Токио они 100% есть.

3) Если Вы рассчитываете жить в Японии 6 месяцев и более, лучше купить велосипед. Самый дешевый стоит около мана (около 4 000р.), сменить колесо и т. п. будет стоить около 1 000 — 2 000 иен. На самом деле это того стоит, особенно, если магазины или станции далеко от Вас. Если все рядом, тогда не имеет никакого смысла его приобретать, т.к. в электричку вы его все равно не затащите (запрещена перевозка велосипедов и других крупногабаритных грузов).

4) Как я уже писал в «главе 1, 3.1 Транспорт» — Чем меньше пересадок делать на другие ж/д компании, тем будет дешевле, ибо всегда каждая компания берет относительно большой платеж даже если надо проехать буквально станцию. Выгоднее ехать на 1 компании — перевозчике. Если есть выбор компании — выбирайте KEIO, самые дешевые цены.

5) Не при каких обстоятельствах не брать такси в Токио, Осака и таких же крупных городах-центрах. Цена за такси примерно 710 иен (300 р.) за 2 километра. Да и нет смысла брать такси, т.к. весь Токио «покрыт» железными дорогами и там полно компаний-перевозчиков, в Токио я только 1 раз воспользовался автобусом (но часто пользовался автобусом в Осака, т.к. северная часть Осака не густо покрыта ж/д). От одной станции до другой можно дойти за 25-40 минут, так что уж говорить о такси? Нет смысла.

1) Всегда используйте различные купонные системы, бонусные карты и т.п., особенно, если кушаете/покупаете в одном и том же месте, т.е. получается, что, например, питаясь 20 раз там на определенную суммы, Вы получаете то же блюдо в подарок, либо будут какие-нибудь скидки (до 10% спокойно).

2) Не покупайте продукты в комбини, т.к. там неплохая наценка (около 10-30% сверху), лучше всего затариваться в старых добрых супермаркетах.

Жизнь в Японии. Часть 1. Глава 3. Транспорт. Еда. Электроника. Жилье. || Еда в Японии Часть 1

3) Если вы хотите ужин часов в 20:30 или же отложить еду на раннее утро — дождитесь 9 вечера и идите в какой-нибудь супермаркет Seiyu, часов с 20:00 уже начинаются скидки, иногда с 21:00, скидки разнятся от 20 до 50%, в зависимости от вида товара (например набор суси, который к полуночи уже будет непригоден для еды, будет явно с 50% скидкой или мясо, которое не берут уже который день), так, я допустим брал всегда какие-нибудь салатики или различные блюда со скидкой 30% и оставлял их на утро.

На самом деле ничего страшного в этом нет, т.к. в РФ, поверьте на слово, товары намного просроченней и вредней. Мой сосед, например, вообще зверствовал со скидками — брал мясо или рыбу с 50% скидкой, бросал его в морозилку и готовил неделями, и ничего, даже дискомфорта не было. ;) Зато, когда у нас в РФ берешь «что-то свежее», сразу можно хвататься за живот. :)

4) Не кушать в ресторанах, а готовить самим. Тогда в день будет хватать 600 иен с лихвой. Но если и есть в ресторанчиках, то в семейных ресторанах или таких забегаловках, как Мацуя и т.д. Также, не покупать питье в автоматах, т.к. за 1 маленькую порцию чая, воды и т.д. ты заплатишь около 120 иен (около 50 р.).

Третье, экономим на коммунальных услугах!

Никогда нельзя сбрасывать со счетов коварные коммунальные услуги, если оно у Вас «идет по счетчику». Экономьте воду! Допустим, чистя зубы выключайте воду, когда надо включите и снова выключите, нельзя транжирить, как у нас в РФ, включил воду и ушел до другим делам. :) Если наступают холода — использование кондиционера должно быть разумным, а во многих случаях можно обойтись «керосинкой» или другим типом обогревателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инфознания
Adblock
detector